Гера́симов Сергей Аполлинариевич (1906-1985), режиссёр, драматург и теоретик кино, народный артист СССР (1948), доктор искусствоведения, действительный член АПН СССР (1978), Герой Социалистического Труда (1974). В кино с 1924 как актёр ФЭКС (Фабрика эксцентрического актёра). Поставил фильмы: «Семеро смелых» (1936), «Учитель» (1939), «Маскарад» (1941), «Молодая гвардия» (1948), «Тихий Дон» (1957-58), «У озера» (1970), «Дочки-матери» (1975), «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1981), «Лев Толстой» (1984) и др. Фильмы Герасимова отмечены стремлением к реалистичности, подчас публицистичности, психологической достоверностью, яркими актёрскими работами. Государственная премия СССР (1941, 1949, 1951, 1971), Ленинская премия (1984).
* * *
ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич - ГЕРА́СИМОВ Сергей Аполлинариевич (1906-1985), российский кинорежиссер, драматург и теоретик кино, народный артист СССР (1948), доктор искусствоведения, действительный член АПН СССР (1978), Герой Социалистического Труда (1974). Поставил фильмы: «Семеро смелых» (1936), «Учитель» (1939), «Маскарад» (1941), «Молодая гвардия» (1948), «Тихий Дон» (1957-58), «У озера» (1970), «Дочки-матери» (1974), «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1980), «Лев Толстой» (1984) и др. Профессор ВГИКа (с 1946; ныне им. Герасимова). Ленинская премия (1984), Государственная премия СССР (1941, 1949, 1951, 1971).
* * *
ГЕРА́СИМОВ Сергей Апполинариевич [8 (21 мая) 1906, с. Кундравы, ныне Челябинская обл. - 28 ноября 1985, Москва], российский кинорежиссер, драматург, теоретик кино, актер, педагог, народный артист СССР (1948). Герой Социалистического труда (1974).
С 1920 работал на заводах Красноярска, Свердловска. Учился в Ленинградском художественном училище. В 1928 окончил Ленинградский институт сценических искусств. С 1924 - актер, затем ассистент «Фабрики эксцентрического актера» (ФЭКС) под руководством Г. М. Козинцева (см. КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович) и Л. З. Трауберга (см. ТРАУБЕРГ Леонид Захарович). С 1930 был режиссером кинофабрики «Совкино» (Ленфильм). В 1944 работал директором Центральной студии документальных фильмов. С 1945 стал режиссером «Союздетфильма» (ныне - киностудия им. Горького).
Играя в фильмах «Чертово колесо» (1926), «СВД» (1927), «Новый Вавилон» (1929), Герасимов проявил себя как талантливый остро гротесковый актер. С 1931 он руководил мастерской экранного искусства при Ленфильме, пробовал себя в кинорежиссуре («Двадцать два несчастья»,1930, «Сердце Соломона»,1932, «Люблю ли тебя?», 1934). Первой настоящей удачей режиссера стал фильм «Семеро смелых» (1936) о молодежной зимовке на Крайнем Севере. Здесь вполне определился режиссерский почерк Герасимова - непринужденность экранной атмосферы, живые, обаятельные характеры, сочетание бытовой достоверности с героико-романтическим пафосом 1930-х годов. В том же ключе были сняты «Комсомольск» (1938) о строительстве нового города на Амуре и «Учитель» (1939, Государственная премия СССР, 1941) заметно выделявшийся простотою житейской истории и вызывающей негероичностью персонажей. Фильм «Учитель» Герасимов справедливо считал лучшей своей картиной. Перед самой войной Герасимов экранизировал лермонтовский «Маскарад» (1941), расширивший творческие возможности режиссера. В главных женских ролях своих фильмов Герасимов удачно снимал талантливую актрису Т. Ф. Макарову (см. МАКАРОВА Тамара Федоровна), ставшую на всю жизнь спутницей режиссера.
В годы войны Герасимов снимал новеллы для «Боевого киносборника» (1941), поставил «Непобедимых» (1943) (совместно с М. К. Калатозовым (см. КАЛАТОЗОВ Михаил Константинович)), «Большую землю» (1944). С 1944 он руководил во ВГИКе актерско-режиссерской мастерской, со студентами которой осуществил постановку «Молодой гвардии» (1948, по роману А. А. Фадеева, Государственная премия СССР, 1949), где с суровой достоверностью изобразил фашистское нашествие, подвиг и трагическую гибель молодых подпольщиков. В 1957 он осуществил свою давнюю мечту, сняв фильм по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон» (Большой приз на кинофестивале в Карловых Варах, 1958, диплом гильдии режиссеров США, 1958 и др. награды), ставший образцом добротной и тщательной экранизации. «Люди и звери» (1962), «Журналист» (1967, Большой приз Московского кинофестиваля), «У озера» (1969, Главная премия кинофестиваля в Карловых Варах, 1967), «Любить человека» (1972), «Дочки-матери» (1974) объединены современной тематикой и публицистическим подходом к частным судьбам обыкновенных людей.
В последующие годы Герасимов не обращался к современному материалу. Он снял для телевидения сериал «Красное и черное» (1976 по роману Стендаля), где постарался в максимальной полноте сохранить текст романа. Дилогия «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1980 по роману А. Н. Толстого «Петр Первый»), пожалуй, наиболее громоздкая и наименее удачная работа Герасимова. Своеобразным итогом творчества режиссера стал фильм «Лев Толстой» (1984, Главный приз кинофестиваля в Карловых Варах, 1985) о последних днях великого писателя, где Герасимов сыграл заглавную роль. В 1986 ВГИКу было присвоено имя С. А. Герасимова, воспитавшего в стенах института плеяду замечательных мастеров кино.